Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

РАЗЪЯСНЕНИЕ о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению в период после проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

   В целях предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о товаре, а также в связи с имеющимися фактами несоблюдения субъектами торговли требований, установленных актами законодательства, и допущения неточностей при оформлении ценников Министерство торговли разъясняет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец, поставщик, представитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Указанная информация четким и разборчивым шрифтом доводится до сведения потребителя на белорусском или русском языке.
    Пунктом 22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004
№ 384 (далее – Правила торговли), установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.
В то же время, продавец может указывать и иную информацию на ценниках.
Так, с целью удобства ознакомления потребителя с информацией о товарах продавец вправе размещать на ценниках дополнительную информацию. Например, о составе, пищевой ценности, наличии растительных добавок, а также о дате окончания срока годности или хранения, условиях хранения.
При продаже швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви методом самообслуживания единый ценник может не выставляться.
При осуществлении розничной торговли в мелкорозничной торговой сети допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены и страны происхождения.
Вместе с тем, зачастую субъектами торговли допускаются следующие нарушения и недоработки при оформлении ценников:
небрежность, многочисленные исправления;
не читаемая информация из-за плохого почерка или мелкого шрифта;
оформление ценников вручную разными работниками;
отсутствие единообразия в оформлении ценников;
указание производителя или поставщика товара вместо страны происхождения;
применение недопустимых сокращений;
неправильное или неполное наименование товара;
маркировка товара стикерами с указанием только цены без оформления ценника;
несоответствие цены на ценнике цене продажи и др.
Учитывая изложенное, в целях безусловного исполнения актов законодательства субъекту торговли при оформлении ценников необходимо соблюдать следующие правила:
1. На ценнике в обязательном порядке должна быть нанесена информация, указанная в пункте 22 Правил торговли.
2. В торговом объекте в зависимости от площади торгового зала, размера и количества оборудования, стилистики, плотности размещения товара, способа обслуживания покупателей ценники должны иметь:
один размер;
одно цветовое решение;
эстетичный вид;
информация должна быть нанесена на белорусском или русском языке четким, разборчивым одинаковым по размеру и типу шрифтом, удобным для прочтения потребителями.
3. На ценнике указывается полное наименование товара, присвоенное изготовителем, при этом используются сведения, на основании которых товар был принят к бухгалтерскому учету (оприходован).
Справочно:
Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать название группы, подгруппы и вида товара (например, «напиток безалкогольный «Дарида» «Любимый вкус апельсина»).
4. Информация о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), выделяется, с указанием «Содержит ГМО», красным цветом и более крупным шрифтом, чем наименование товара.
5. Цена за единицу товара указывается в белорусских рублях.
6. При указании страны происхождения товара допускается написание как ее краткого, так и полного наименования. Например:  «Республика Беларусь» - «Беларусь», «Российская Федерация» - «Россия», и т.д.
Справочно:
Название страны происхождения товаров указывается в соответствии с Классификатором стран мира, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, Общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ-017-99), утвержденным постановлением Госстандарта от 16.06.1999
№ 8.
7. Подпись лица, уполномоченного продавцом, дата оформления ценника указывается на оборотной стороне ценника.
8. Не допускается маркировка товара стикерами при отсутствии ценника, оформленного в соответствии с требованиями, установленными законодательными актами, за исключением швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви. Нанесенные на упаковку стикеры не должны закрывать информацию о товаре.
Справочно:
Несоблюдение указанных требований является нарушением правил торговли и влечет административную ответственность по части
1 статьи 12.17 КоАП в виде штрафа от двух до десяти базовых величин.

ОБРАЗЦЫ оформления ценников


 

© Ошмянский районный исполнительный комитет, 2024.