Главная / Прокуратура / Новый учебный год – без преступлений сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся

Новый учебный год – без преступлений сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся

    Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из актуальных и важных проблем является взаимодействие школы и семьи.
    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием либо, наоборот, чрезмерной активностью педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
    Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
    Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.
    По состоянию на 01.08.2016 на территории Ошмянского района в социально-опасном положении находилось 184 ребенка из 107 семей, в аналогичном периоде 2015 года – 153 ребенка из 81 семьи.
    Отрицательное влияние родителей, неблагополучие в семье, отсутствие должного контроля зачастую является причинами совершения несовершеннолетними преступлений.
    Так, за первое полугодие 2016 года несовершеннолетними на территории района совершено два преступления с участием двух лиц. Оба подростка попадали в поле зрения правоохранительных органов – состояли на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних Ошмянского РОВД, один их них состоял на учете как находящийся в социально-опасном положении.
    В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.
   Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет  жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью.       
    Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы не просто терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.
    Родителям необходимо поддерживать контакт с педагогами и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.
    От родителей и педагогов требуется единство требований и действий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые должны быть направлены на:
- ликвидацию пробелов в знаниях учащихся; ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися;
- борьбу с прогулами занятий; необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика, такого подростка очень легко вовлечь в  преступную деятельность;
- организацию досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения;
- пропаганду здорового образа жизни, в том числе на личном примере;
- правовое воспитание среди учащихся и их родителей (законных представителей).
    Профилактическая работа с несовершеннолетними – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков, признаки социального неблагополучия в семье и правильно организованная педагогическая и психологическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
    Таким образом, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшей задачей, реализация которой зависит от уровня взаимодействия семьи и школы.