25 мая 2023 года на объекте: «Реконструкция теплотрассы от ТК-60 до ТК-11 с ответвлениями к жилым домам по ул. Николая Сорокина в г. Барань» (Оршанский район) при установке и приведении крана стрелового самоходного в рабочее положение он потерял устойчивость, вследствие чего произошел резкий наклон крановой установки с ударом стрелы о поверхность земли, что привело к повреждению расчетных металлоконструкций стрелы. Владелец грузоподъемного крана – индивидуальный предприниматель Трубенков Д.М., производитель работ – филиал «Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» РУП «Белэнергострой».
В соответствии с материалами технического расследования причин инцидента потеря устойчивости (опрокидывание) грузоподъемного крана произошла из-за провала дорожного покрытия и разрушения железобетонного перекрытия тепловой камеры под передней левой выносной опорой грузоподъемного крана. В ходе технического расследования причин установлены следующие нарушений требований Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила): проектом производства работ не предусмотрены мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке установки грузоподъемного крана вблизи тепловой камеры теплотрассы (пункт 421 Правил);
лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемным краном, не проверило правильность установки грузоподъемного крана на месте производства работ, решение на выполнение работ не внесено в вахтенный журнал (пункт 335 Правил); грузоподъемный кран был установлен на линиях коммуникаций (тепловая камера теплотрассы) (пункт 330 Правил);
машинист крана находился на месте производства работ в состоянии алкогольного опьянения.
2 июля 2023 года при производстве работ по опусканию строительного телескопического погрузчика «Маnitou» с применением двух автомобильных кранов в аэротенк (резервуар для очистки сточных канализационных вод), произошло их опрокидывание. Владельцы автомобильных кранов – индивидуальный предприниматель Пытьков В.Ю. и ООО «АСТБ», производитель работ – Витебский филиал № 1 УП «Витебскоблводоканал».
В настоящее время проводится техническое расследование причин происшествия. Предварительной причиной потери устойчивости грузоподъемных кранов стали несогласованные действия машинистов грузоподъемных кранов при подъеме (опускании) и перемещении погрузчика, которые привели к превышению допустимой грузоподъемности кранов и их опрокидыванию. Кроме того, перемещение погрузчика производилось без разработки проекта производства работ (технологической документации), лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, обязанности по руководству ими не выполняло (пункт 427 Правил).