Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Ошмянский районный исполнительный комитет
Главная / Социальная сфера / Труд и социальная защита / Управление по труду, занятости и социальной защите / Охрана труда / Информационное письмо о несчастных случаях, происшедших из-за недостатков в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда

Информационное письмо о несчастных случаях, происшедших из-за недостатков в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда

   Обучение, инструктаж, переподготовка, стажировка, повышение квалификации и проверка знаний по вопросам охраны труда работников являются одними из основных превентивных мер по профилактике несчастных случаев на производстве.
   Указанные требования законодательно закреплены, как для нанимателей и работодателей, так и для работников (статьями 226 и 232 Трудового Кодекса Республики Беларусь, а также статьями 17 и 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
   Кроме того, обучение, квалификация и компетентность работников являются неотъемлемой составной частью системы управления охраной труда в организации и одним из основополагающих условий ее эффективного функционирования.
  Особую роль уровень подготовки должностных лиц и работников по вопросам охраны труда играет при организации и проведении работ с повышенной опасностью, требующих в процессе их выполнения высокой согласованности действий.
   Требования о подготовке (обучении), переподготовке, стажировке, инструктаже, повышении квалификации и проверке знаний  работающими по вопросам охраны труда, привлекаемыми к работам (оказанию услуг) нанимателями и работодателями определены Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175
   Руководствуясь требованиями статьи 49 Трудового Кодекса Республики Беларусь, не прохождение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда по вине работника является основанием не допускать его к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену)
    За 9 месяцев 2015 года недостатки в обучении и инструктировании потерпевших составляют почти 9 процентов (находится на третьем месте по своей частоте) от общего числа причин, повлекших несчастные случаи с тяжелыми последствиями. А в несчастных случаях со смертельным исходом они превышают 12 процентов. Причем травмировались работники, имеющие или небольшой, или значительный стаж работы по выполняемой профессии.
    Так, у 47 процентов погибших на производстве стаж работы по профессии составлял до трех лет. Более 29 процентов погибших имели стаж по профессии от десяти и более двадцати лет.
   Наиболее травмоопасным видом деятельности для работников, имеющих небольшой стаж работы, является сельскохозяйственное производство. При выполнении сельскохозяйственных работ на производстве погибло 26,5 процентов работников, имеющих стаж до трех лет. Почти 9 процентов погибших имели аналогичный стаж работы по профессии в сфере строительства.
    В промышленности наоборот почти 9 процентов составляет удельный вес смертельно травмированных работников, имеющих стаж от десяти и более двадцати лет.
   Значительный стаж работы создает у отдельных должностных лиц иллюзию в том, что работник, допускаемый к выполнению определенного вида работ, все знает и все умеет.
   Так, 22 января 2015 г. при попытке сцепления трактора с прицепом травмы, несовместимые с жизнью, получил тракторист-машинист ОАО «Забашевичи» Борисовского района Минской области (стаж работы по профессии «тракторист-машинист» - 20 лет), который был зажат между рамой прицепа и левым задним колесом трактора.
   Причинами, повлекшими происшедший несчастный случай, явились допуск потерпевшего к работе без проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, а также допуск к эксплуатации транспортного средства с неисправной системой стояночного тормоза и без прохождения государственного технического осмотра.
    Лицом, допустившим нарушения требований охраны труда, определен исполняющий обязанности директора.
   Выполняя работы по установке ограждения на подпорной стене, 23 февраля 2015 г. в результате падения с высоты 3,8 м получил тяжелую производственную травму кровельщик по рулонным кровлям (стаж работы-18 лет) ремонтно-строительного филиала Заводского района ОАО «Минскремстрой» г. Минска.
   Специальным расследованием установлено, что причинами несчастного случая явились допуск к выполнению работ с алмазной сверлильной установкой работника без обучения требованиям безопасности при работе на данном оборудовании, без проведения инструктажа по охране труда по данному виду работ, без обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты (предохранительным поясом). Кроме того, отсутствовала технологическая документация на выполнение работ с использованием алмазной сверлильной установки, а также инструкция по охране труда при работе с указанной установкой. Сам потерпевший в момент травмирования находился в состоянии алкогольного опьянения (1,44 промилле).
   Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены производитель работ, директор, главный инженер и потерпевший.
   Особое внимание должно уделяться допуску к работе (даже самой простой) работников, имеющих непродолжительный стаж работы.
   При выполнении работ по навозоудалению с применением скребкового навозоуборочного транспортера 2 марта 2015 г. был смертельно травмирован работник ОАО «Звезда    
    Полесья» Лельчицкого района Гомельской области (стаж при выполнении данной работы – 3 месяца). В это день потерпевший очищал стойла животных ручным скребком, сбрасывая навоз в канал транспортера. Через некоторое время его изувеченное тело было обнаружено зажатым между поворотной звездочкой транспортера и натяжным устройством цепи.
   Причинами, повлекшими происшедший несчастный случай, явились допуск потерпевшего к работе без профессиональной подготовки, а также эксплуатация скребкового навозоуборочного транспортера без ограждения приямков в местах сопряжения горизонтальной и наклонной ветвей, а также канала в зоне постоянного рабочего места.
   Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены исполняющий обязанности бригадира производственной бригады, инспектор по кадрам и инженер по охране труда
   Допуск к выполнению работ с повышенной опасностью по профессии «сторож» (стаж работы – 1 год и 6 месяцев) без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, а также нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения (3,4 промилле) 13 апреля 2015 г. явились причиной его гибели в результате пожара в бытовом помещении на территории строительной площадки ЧП «Гольф квартал» (Минский район).
   Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, определены директор ЧП «Гольф квартал» и сам потерпевший.
  Травмы с тяжелым исходом 30 мая 2015 г. в результате падения с высоты 11, 5 м во время выполнения разметки профилированных листов нижней кровельной обшивки получил работник (стаж работы – 47 дней), работающий по договору подряда с филиалом «ПМК-82» ОАО «Полесьежилстрой» в г. Бресте.
  Причинами, повлекшими происшедший несчастный случай, явились допуск потерпевшего, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда, а также нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения (0,92 промилле).
   Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены мастер строительно-монтажных работ и потерпевший.
   В результате падения с высоты 12 августа 2015 г. травму, несовместимую с жизнью, получил дорожный рабочий ГУССП «Ивановская СПМК-7» г. Иваново Брестской области  (стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, отсутствует). В этот день потерпевший выполнял подсобные и вспомогательные работы в составе бригады, которой было поручено заниматься утеплением чердачного перекрытия и подшивкой карнизов здания, после чего демонтировать леса.
   В ходе расследования установлено, что при разборке рамных строительных приставных лесов потерпевший поднялся на рабочий настил первого яруса лесов на высоту 2,05 м и упал с него на землю.
   Причинами, повлекшими происшедший несчастный случай, явились допуск дорожного рабочего, непрошедшего в установленном порядке обучение, инструктаж по охране труда при монтаже и демонтаже лесов, а также демонтаж лесов, который осуществлялся не под руководством ответственного лица за безопасное проведение работ.
   Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, определен производитель работ.
  Кроме того, допуск к выполнению работ лиц, не имеющих соответствующей квалификации, без проведения им инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, может стать причиной травмирования других работников.
  Так, при выполнении работ по техническому обслуживанию комплекса кормоуборочного К-Г-6 лицом, не имеющим соответствующей квалификации, не прошедшем инструктаж и проверку знаний, 22 июля 2015 г. в результате вылета заточного диска был смертельно травмирован заведующий ремонтной мастерской УКСП «Совхоз «Долговский» Кличевского района Могилевской области.
   18 мая 2015 г. при разгрузке металлических уголков при помощи кран-балки произошел групповой несчастный случай с работниками ДКУСП «Глубокская передвижная механизированная колона - 48» Глубокского района Витебской обл., в результате которого один из потерпевших (токарь) получил тяжелую производственную травму. При проведении погрузочно-разгрузочных работ потерпевшие, находясь в зоне возможного падения груза, придерживали металл руками, чтобы он не балансировал. Из-за неправильного строполения электрогазосварщиком пачки металлических уголков у нее сменился центр тяжести и край пачки металла, находящийся со стороны работников, поднялся вверх и подбросил одного рабочего (токаря), затем край стремительно опустился и ударил другого рабочего (электрогазосварщика-практиканта) по ногам.
   Одними из причин, повлекшими происшедший несчастный случай явились допуск потерпевших к выполнению разгрузочных работ без проведения с ними целевого инструктажа по охране труда, допуск работника (электрогазосварщика) к производству разгрузочных работ с использованием кран-балки без соответствующей квалификации стропальщика и машиниста, а также нарушение электрогазосварщиком-практикантом локальных нормативных актов, выразившееся в выполнении не порученной ему работы.
    Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, определены ведущий инженер-механик и электрогазосварщик-практикант.
   Таким образом, недостатки в обучении и инструктировании работающих по охране труда, а также практический опыт работ во многих случаях обуславливают их действия при выполнении работ.
   Учитывая изложенное, в целях профилактики и недопущения несчастных случаев на производстве с работниками, происшедших из-за неисполнения ими требований, установленных законодательством в области охраны труда, Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным предложить республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

проанализировать ситуацию с травмированием на производстве работников по вышеуказанным причинам и принять исчерпывающие меры по недопущению повторения аналогичных несчастных случаев;

регулярно рассматривать на общих собраниях, совещаниях руководителей и специалистов обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, аварий и инцидентов на производственных объектах, вырабатывать и принимать исчерпывающие меры по их недопущению. Заслушивать лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, обсуждать предложения работников по улучшению условий и охраны труда;

ужесточить контроль и спрос за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

в соответствии с требованиями статьи 49 Трудового кодекса Республики Беларусь обеспечивать немедленное отстранение от работы работников, находящихся на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения, и принимать в этой связи необходимые меры в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

обеспечивать выполнение требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

при отсутствии документов, подтверждающих прохождение работниками  обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда осуществлять в установленном порядке их обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (услуг);

допускать к работе работников, совмещающих несколько профессий (должностей) после прохождения ими обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям);

требовать от лиц, замещающих временно отсутствующих работников, дополнительно проходить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям);

перед выполнением работ на объектах, отнесенных к категории опасных производственных объектов согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

проводить повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более одного месяца со дня ее проведения лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины);

не допускать к выполнению работ (оказанию услуг) лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда повторно. Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производить в соответствии с законодательством.